БОЕВОЙ УСТАВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 июля  1995  года  №257

Об утверждении нормативных правовых  актов  в области организации деятельности
Государственной  противопожарной  службы

(С учетом изменений и дополнений согласно
приказу МВД России  от 6  мая  2000  года № 477)

1.  Утвердить:
1.1. Устав службы пожарной охраны.
1.2. Боевой устав пожарной охраны.
2. Министрам внутренних дел  республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и  Ленинградской области, автономной области, автономных округов, УВДТ (ОВДТ), управлений  (отделов) Восьмого  главного управления МВД России, командующим округов внутренних войск, командирам соединений и воинских частей внутренних войск, командиру войсковой части 5555,  начальникам учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД России  организовать  изучение личным составом органов внутренних дел утвержденных нормативных правовых  актов,  обеспечить их исполнение, привести в соответствие с ними нормативные правовые  акты в области организации деятельности Государственной противопожарной службы.
3. Установить, что приказы МВД СССР от 15  февраля  1990 г. № 66, от 1 ноября 1985 г. № 211 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются.

И.О.  Министра
генерал-полковник  внутренней  службы
Е.А.  Абрамов

Приложение 1
к приказу  МВД России
от 5 июля 1995 года № 257

БОЕВОЙ УСТАВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Настоящий Боевой устав пожарной охраны (далее — Устав или БУПО) определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров).
Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее — участники тушения пожаров).
Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В Уставе применяются следующие основные понятия:
Тушение пожаров — боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
Боевые действия — предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.
Основная боевая задача при тушении пожаров — спасание людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.
Локализация пожара — стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Ликвидация пожара — стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
Решающее направление — направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.
Боевая позиция — место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.
Тыл на пожаре — силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.
2. Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны — личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.
3. Для выполнения боевых задач используются следующие средства:
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе — средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;
системы и устройства специальной связи и управления;
медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
4. Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:
эффективной организации боевых действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановке и активном, наступательном применении с учетом решающего направления;
мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны (далее — личного состава);
дисциплинированности участников тушения пожара.
Для личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС) при тушении пожаров обязательно выполнение требований нормативных документов (норм пожарной безопасности, инструкций и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности), утвержденных в установленном порядке Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (далее — ГУГПС).
41. При определении решающего направления боевых действий на пожаре необходимо исходить из следующих основных принципов:
опасные факторы пожара угрожают жизни людей и их спасание невозможно без использования технических средств спасания и введения огнетушащих средств — силы и средства сосредоточиваются и вводятся для обеспечения спасательных работ;
создается угроза взрыва — силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва;
горением охвачена часть объекта, и оно распространяется на другие его части или соседние строения — силы и средства сосредоточиваются и вводятся на участки, где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу;
горением охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние объекты — основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
горением охвачено здание (сооружение), не представляющее собой ценности, и создалась угроза близко находящемуся объекту — основные силы и средства сосредоточиваются на не горящем здании (сооружении).

Глава 2. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

5. Боевые действия по тушению пожаров (далее — боевые действия) начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделений пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:
обработку вызовов;
выезд и следование к месту вызова (пожара);
разведку;
спасание людей и имущества;
боевое развертывание;
ликвидацию горения;
выполнение специальных работ;
сбор и возвращение в подразделение.
Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.
6 . Боевые действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями правил охраны труда при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.
7. Боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований правил охраны труда только в исключительных случаях и, как правило, на добровольной основе.

Обработка вызовов

8. Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны (далее — дежурный диспетчер) и включает в себя:
прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;
оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);
подачу сигнала "ТРЕВОГА";
подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену (далее — начальник караула), путевки о выезде на пожар (приложение 1), плана или карточки тушения пожара (при их наличии);
обеспечение должностных лиц имеющейся информацией об объекте пожара (вызова).
9. При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:
адрес пожара или иные сведения о месте пожара;
наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;
особенности объекта, на котором возник пожар;
фамилию, имя, отчество заявителя;
иные сведения (в том числе — номер телефона заявителя) о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной боевой задачи.
Подача сигнала "ТРЕВОГА" осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте пожара и принятия решения о выезде.
91. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту пожара.
92. Дополнительная (уточненная) информация о пожаре по имеющимся каналам связи должна незамедлительно передаваться диспетчером должностным лицам, в том числе и во время их следования к месту пожара.

Выезд и следование к месту вызова (пожара)

10. Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средств к месту вызова (пожара).
11. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:
быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);
движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;
знанию особенностей района выезда.
12. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.
13. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.
При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова.
В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:
немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;
оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;
принять меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.
14. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:
обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;
организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

Проведение разведки

15. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.
Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.
16. При проведении разведки необходимо установить:
наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;
наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;
место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;
наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;
местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;
наличие электроустановок под напряжением возможность и целесообразность их отключения;
состояние и поведение строительных конструкций на объекте пожара, места их вскрытия и разборки;
возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;
достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара.
Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие боевые действия.
При проведении разведки необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами объекта пожара, знающими его планировку, особенности технологических процессов производства.
17. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.
При организации разведки РТП:
определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;
устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;
определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил охраны труда;
устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.
18. По прибытии к месту пожара подразделений пожарной охраны организуется группа (группы) разведки, в состав которой входят:
РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;
РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.
Количество и состав групп разведки может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре .
19. Личный состав, ведущий разведку, обязан:
иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;
проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;
оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;
принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;
соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;
использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;
докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

Cпасание людей и имущества

20. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.
Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности осуществления боевых действий.
Спасание людей на пожаре организуется и проводится в том случае, если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушение конструкций, либо помещения, где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места;
имеется угроза распространения огня и дыма по путям эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.
Порядок и способы спасания людей определяются РТП и должностными лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей. При проведении спасательных работ должно учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, а также техническая оснащенность объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления.
21. Основными способами спасания людей и имущества являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
защита их от воздействия ОФП.
211. Для спасания людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.
212. Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.
22. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:
автолестницы и автоподъемники;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);
аппараты защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
надувные и амортизирующие устройства;
летательные аппараты;
иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания.
23. При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.
24. Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими боевыми действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, другие боевые действия не ведутся или приостанавливаются.
Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.