ППБ-101-89, ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ШКОЛ, УЧИЛИЩ,
ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ
И ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Системы безопасности, пожарная, охранная сигнализация, видеонаблюдение, телевидение, СКУД

Добавить сайт в Избранное
Сделать стартовой страницей

СФЕРА КСБ, Системы безопасности, пожарная, охранная сигнализация, видеонаблюдение, телевидение, СКУД сфера ксб, контакты   сфера ксб, партнеры сфера ксб, госты, тои, законы, методики, наставления, нпб, перечни, приложения, ппб, правила, пуэ, промкатаоги, рекомендации, снипы, типовые требования, ост, рд, р

Авторизация

Личный кабинет

Регистрация

 

ООО НПГ "СФЕРА КСБ"

Основные виды деятельности:

Видеонаблюдение

Охранная сигнализация

Пожарная сигнализация

Системы контроля доступа

Установка кондиционеров

Продажа, установка кондиционеров

Проектирование, строительство,
дизайн бассейнов для
коттеджей и дач

как обыграть казино
Rambler's Top100


 

Скачать документ Word

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Госкомитета СССР по
народному образованию
Л.М. Терещенко
"10" мая 1989г.

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель начальника
Главного управления пожарной
охраны МВД СССР
И.Ф. Кимстач
"5" мая 1989 г.

 

СОГЛАСОВАНО
Секретарь ЦК профсоюза
работников народного образования и науки
В.М.Березин
"20" апреля 1989г.

 

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ, ДЕТСКИХ ДОМОВ,  ДОШКОЛЬНЫХ, ВНЕШКОЛЬНЫХ  И  ДРУГИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ППБ-101-89

Государственный  комитет СССР  по  народному  образованию

ПРИКАЗ

04.07.89                                        Москва                                         № 541

 

О введении  в  действие
Правил пожарной  безопасности

       В целях дальнейшего укрепления пожарной охраны и улучшения противопожарной защиты учебно-воспитательных учреждений системы народного образования ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Ввести в действие Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки и утвержденные Гособразованием СССР 10 мая 1989 года.
  2. Республиканским органам управления народным образованием, органам управления учебными заведениями министерств и ведомств:
  3. Довести настоящие  Правила до соответствующих органов народного образования и учебно-воспитательных учреждений и обеспечить контроль за их соблюдением,
  4. Считать действующими Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР, согласованные с Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 года, для высших и средних специальных учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Гособразования СССР.
  5. Считать утратившими силу Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов и других  учебно-воспитательных учреждений системы Министерства просвещения СССР, утвержденные Минпросом СССР 3 января 1969 года.
  6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Гособразования СССР т. Терещенко Л.М.

 

Первый заместитель Председателя                             Ф.И. Перегудов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее - детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.
Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.
1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.
1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.
1.4. Руководитель детского учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение настоящих правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;
б) организовать изучение настоящих правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в приложении 3. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.
Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.
С учащимися V-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. Программа обучения приведена в приложении 4;
в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) - дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных (приложение 5);
г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в приложении 1).
План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);
д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;
е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;
ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.
1.5. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часты обязан:
а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.
В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;
б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;
в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.
1.6. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендующих организаций.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Содержание территории, зданий и помещений.
2.1.1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.
2.1.2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.
О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.
2.1.4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.
2.1.5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.
2.1.7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.
2.1.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях , столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.
2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.
2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
2.1.11. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами  самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.
В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).
2.1.12. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.
2.1.13. Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
2.1.14. В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления перекрытий торф, стружку, опилки и другие горючие материалы, крепить к дымоходам радио и телевизионные антенны.
2.1.15. Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.
2.1.16. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.
2.1.17. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остекленные и находиться в закрытом состоянии.
2.1.18. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.
2.1.19. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанные с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.
2.1.20. Приямки окон подвальных и цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.
2.1.21. В зданиях детских учреждений запрещается:
а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;
б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуационных (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;
в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанные с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;
г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
д) забивать двери эвакуационных выходов;
е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения за исключением специально оборудованных помещений;
з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;
и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;
к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализация и т.п. с применением открытого огня.
Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;
о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;
п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
2.1.22. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.
2.1.23. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.
2.1.24. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях под наблюдением работника детского учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается. Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.
2.1.25. Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (приложение 2).
2.1.26. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.
2.2. Отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха.
2.2.1. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.
2.2.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается.
2.2.3. В помещениях котельных запрещается:
а) производить работы, не связанные с эксплуатацией котельных установок, допускать в котельную и поручать наблюдение за работой котлов посторонним лицам;
б) допускать подтекание жидкого топлива или утечку газа в местах соединения трубопроводов и из форсунок;
в) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;
г) работать при неисправных приборах контроля и автоматики;
д) разжигать котельные установки без предварительной их продувки воздухом;
е) сушить одежду, обувь, дрова и другие горючие материалы на конструкциях и оборудовании котлов и трубопроводах;
ж) закрывать горючими материалами жалюзи воздушного отопления;
з) оставлять находящиеся в работе котлы без присмотра;
и) допускать к работе лиц, не прошедших специальной подготовки, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;
к) хранить запасы твердого топлива, превышающие суточную потребность;
л) пользоваться расходными баками, не имеющими устройств для удаления топлива в аварийную емкость (безопасное место) в случае пожара.
2.2.4. У топочного отверстия печи на деревянном полу должен быть закреплен предтопочный металлический лист размером не менее 50х70 см.
2.2.5. Дымоходы печей и дымовые трубы необходимо очищать от сажи перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца в течение отопительного сезона.
2.2.6. Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий.
В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей не позднее, чем за час до прихода детей.
2.2.7. Категорически запрещается разжигать печи керосином, бензином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, оставлять без надзора топящиеся печи, а также поручать присмотр за ними детям и посторонним лицам.
2.2.8. Топить печи с неисправными и открытыми дверцами, а также использовать для топки дрова, превышающие по длине глубину топливника, не допускается.
2.2.9. При переводе печей с одного вида твердого топлива на другой они должны быть соответствующим образом переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичем и т.д.).
2.2.10. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.
2.2.11. Использование вентиляционных каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов запрещается.
2.2.12. Угли, зола и шлак из печей должны выгребаться в металлическую тару с ножками и плотно закрывающейся крышкой и удаляться в специально отведенные места.
2.2.13. Топливо (дрова, уголь, торф и т.п.) должно храниться в специально приспособленных для этих целей помещениях или на отгороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от строений. В подвальных и цокольных помещениях со сгораемыми перекрытиями хранение дров, угля и других видов топлива не допускается.
2.2.14. Хранение в вентиляционных камерах оборудования и материалов запрещается.
2.2.15. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), установленные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит должны содержаться в исправном состоянии.
2.2.16. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
а) отключать огнезадерживающие устройства;
б) выжигать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества;
в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
2.2.17. В местах забора воздуха должна быть исключена возможность появления горючих газов и паров, дыма, искр и открытого огня.
2.3. Электроустановки
2.3.1. Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждения, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2.3.2. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1. настоящих Правил, своевременно устранять выявленные недостатки.
2.3.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.
2.3.4. Устройства и эксплуатация временных электросетей за исключением электропроводки, питающей места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускается.
2.3.5. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
2.3.6. Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры следует применять гибкие кабели с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Подключение переносных светильников следует предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.
2.3.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов не допускается.
2.3.8. Осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.
2.3.9. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.
2.3.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
2.3.11. При эксплуатации электроустановок запрещается:
а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
д) использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
е) применять для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;
ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители;
з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения.
2.3.12. Всякого рода новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны производиться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.
2.3.13. Во всех помещениях (независимо от их назначений), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.
2.3.14. Используемые для отопления небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.
2.3.15. Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.
2.4. Противопожарное водоснабжение
2.4.1. Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения системы противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).
2.4.2. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.
2.4.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытого крана.
Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год следует производить проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их "на ребро".
На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:
- буквенный индекс ПК;
- порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.
2.4.4. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану.
2.4.5. Водоемы и резервуары следует содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств.
2.4.6. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега.
2.5. Установки пожарной автоматики
2.5.1. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Учреждение, не имеющее возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязаны заключить соответствующие договора на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями Минприбора СССР.
2.5.2. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией, контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.
2.5.3. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
2.5.4. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.
2.5.5. При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:
а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;
б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;
в) складировать материалы на расстоянии не менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;
г) использование трубопроводов установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;
д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации.

3. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ

3.1. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Нормы первичных средств пожаротушения приведены в приложении 2.
3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76*.
3.3. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:
а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.
3.4. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
3.5. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.
3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о местах их расположения.
3.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.
3.8. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
3.9. На территории зданий IIIа, IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт., топоры - 2 шт., лопаты - 2 шт., багры - 2 шт., лестницы приставные - 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 м3 - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 м3).
3.10. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.
3.11. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

4.1. Учебные классы и кабинеты
4.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.
4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
4.1.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускается.
4.1.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях.
4.1.5. Запрещается складывать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.
4.1.6. Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается.
При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для организаций кинопроката.
4.1.7. Демонстрирование диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора) передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при соблюдении следующих требований:
а) демонстрирование кинофильмов проводится на узкопленочной аппаратуре;
б) диапроектор или узкопленочный кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из помещения;
в) во время демонстрации диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов, присутствуют учащиеся (воспитанники) одной учебной группы в количестве не более 50 человек;
г) к работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по технике безопасности, выданный местными органами кинофикации и государственного пожарного надзора;
д) кинофильмы, предназначенные для очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или фильмоскопах.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.
5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.
Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.
5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.
5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.
5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:
а) в зданиях I и II степени огнестойкости - в помещениях любого этажа;
б) в зданиях III-IV степени огнестойкости - только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий V степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.
Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.
5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.
5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м2 на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий из расчета 1,5 м2 на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.
5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:

 

при односторонней эвакуации

при двусторонней эвакуации

В зданиях I, II и III степени огнестойкости

 

30

 

60

В зданиях IV и V степени огнестойкости

 

15

 

30

5.9. Расстояние между рядами должно быть:

Количество непрерывно установленных мест в ряду

Наименьшее расстояние между

Ширина прохода между рядами         

при односторонней эвакуации ряда

при двусторонней эвакуации ряда

спинками сидений (в метрах)

(в метрах)

до 7

до 15

0,80

0,35

8-12

16-25

0,85

0,40

13-20

26-40

0,90

0,45

21-25

41-45

0,95

0,50

26-30

51-60

1,00

0,55

5.10. Ширина продольных и поперечных проходов в помещениях для проведения культурно-массовых мероприятий должна быть не менее одного метра, а проходов, ведущих к выходам, не менее ширины самих выходов. Все проходы и выходы должны располагаться так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.
Сокращать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах добавочные места запрещается.
5.11. В помещениях для культурно-массовых мероприятий все кресла и стулья должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу.
В помещениях, используемых для танцевальных вечеров и детских игр, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться.
5.12. Эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены световыми указателями с надписью "Выход" белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. При наличии людей в помещениях световые указатели должны быть во включенном состоянии.
5.13. Проведение занятий, репетиций, спектаклей и концертов, а также демонстрация кинофильмов в актовых и подобных им залах детских учреждений разрешается только в строгом соответствии с действующими правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждений, кинотеатров и киноустановок.
5.14. В помещениях, используемых для проведения культурно-массовых мероприятий, запрещается:
а) использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
б) оклеивать стены и потолки обоями и бумагой;
в) применять горючие материалы, не обработанные огнезащитными составами, для акустической отделки стен и потолков;
г) хранить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
д) хранить имущество, инвентарь и другие предметы, вещества и материалы под сценой или подмостками, а также в подвалах, расположенных под помещениями;
е) применять предметы оформления помещений, декорации и сценическое оборудование, изготовленные из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила и т.п.);
ж) применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание;
з) устанавливать стулья, кресла и т.п., конструкции которых выполнены из пластмасс и легковоспламеняющихся материалов;
и) устанавливать на дверях эвакуационных выходов замки и другие трудно открывающиеся запоры;
к) устанавливать на окнах глухие решетки.
5.15. Полы помещений должны быть ровными, без порогов, ступеней, щелей и выбоин. При разности уровней смежных помещений в проходах должны устанавливаться пологие пандусы.
5.16. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, применяемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами с составлением акта в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а второй хранится в организации, производившей пропитку.
5.17. Руководители детских учреждений обязаны производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и конструкций перед проведением каждого культурно-массового мероприятий.
5.18. При проведении новогоднего вечера елка должна устанавливаться на устойчивом основании (подставка, бочка с водой) с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее одного метра от стен и потолков.
При отсутствии в детском учреждении электрического освещения новогодние представления и другие культурно-массовые мероприятия должны проводиться в дневное время.
5.19. Оформление иллюминации елки должно производиться только опытным электриком.
5.20. Иллюминация елки должна быть смонтирована прочно, надежно и с соблюдением требований Правил устройства электроустановок.
Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт. При этом электропровода, питающие лампочки елочного освещения, должны быть гибкими, с медными жилами. Электропровода должны иметь исправную изоляцию и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений.
5.21. При неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.
5.22. Участие в празднике елки детей и взрослых, одетых в костюмы из ваты, бумаги, марли и подобных им легковоспламеняющихся материалов, не пропитанных огнезащитным составом, запрещается.
5.23. При оформлении елки запрещается:
а) использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения;
б) применять для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т.п.;
в) обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом.

6. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

6.1. В случае возникновения пожара действия работников детских учреждений и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
6.2. Каждый работник детского учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.
6.3. Руководитель детского учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
6.4. При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Эвакуации детей (учащихся, воспитанников) на случай возникновения пожара

Утверждается
руководителем
детского
учреждения


п/п

Наименование действия

Порядок и последовательность действий

Должность и фамилия исполнителя

1.

Сообщение о   пожаре

При обнаружении пожара или его признаков необходимо немедленно сообщить по телефону в пожарную часть, задействовать систему оповещения людей о пожаре, поставить в известность руководителя детского учреждения или замещающего его работника

 

2.

Эвакуация детей из загоревшегося здания, порядок эвакуации при различных вариантах

Все дети должны выводиться наружу через коридоры и выходы согласно плану немедленно при обнаружении пожара или по сигналу оповещения (указывается вид сигнала)

 

3.

Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания детей 

Все эвакуированные из здания дети проверяются по имеющимся в группах и классах поименным спискам (классным журналам)

 

4.

Пункты размещения эвакуированных детей

В дневное время дети группами (классами) размещаются в здании (указать адрес). В ночное время они эвакуируются в здание (указать адрес)

 

5.

Тушение возникшего пожара работниками детского учреждения до прибытия пожарной части

Тушение пожара организуется и проводится немедленно с момента его обнаружения работниками детского учреждения, не занятыми эвакуацией детей. Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения

 

ПЛАН

помещений детского учреждения с нанесением путей эвакуации (оформляется с учетом требований ГОСТ 12.1.114-82)

Примечание :  Пути следования во время эвакуации не должны пересекаться и могут меняться в зависимости со сложившейся обстановкой

(должность и подпись лица, разработавшего план)

С планом эвакуации и распределением обязанностей ознакомлены:

(дата)                              (должность)                        (Ф.И.О.)                                (подпись)

 

Приложение 2

Нормы первичных средств пожаротушения


п/п

наименование помещения

единица измерения

огнетушители

примечание

 

 

 

пенные емкостью 10л или порошковые весом 5кг

углекислотные емкостью 2л

брезентовое  или асбестовое полотно 2x2м

 

1

2

3

4

5

6

7

1.

Классы, кабинеты, аудитории, лекционные и административные помещения, спальные помещения, групповые детских дошкольных учреждений, общежития профтехучилищ

30 погонных метров длины коридора, фойе, холла, рекреации

1

 

 

Не менее двух на этаж или его часть, выделенную глухими стенами перегородками

2.

Лаборатории химии, физики, биологии, лаборантские при них, помещения для трудового обучения (кроме мастерских по обработке металлов), кружковые технического моделирования, живописи, юных натуралистов, кинофотолаборатории, библиотеки, комнаты для хранения и чистки оружия, студии

100 м2

1

 

 

Не менее одного на помещение

3.

Кабинеты информатики, вычислительной техники, радиотехнические центры, электромашинные помещения и помещения вентиляционных систем

100 м2

1

1

 

Не менее одного пенистого и углекислотного на помещение

4.

Закрытые учебно-спортивные залы, обеденные, актовые, лекционные и читальные залы, мастерские по обработке металла

200 м2

1

 

 

Не менее двух на помещение

5.

Гаражи, открытые стоянки автомашин, тракторов и др. Техники (без учета первичных средств пожаротушения, которыми оборудованы транспортные средства)

100 м2  или 5 единиц техники на открытой стоянке

1

1

1

не менее двух на помещение или стоянку
дополнительно оборудуется ящиком с песком и лопатой

6.

Котельные на твердом и газообразном топливе

на 2 котла

1

 

 

ящик с песком и лопатой

7.

Котельные на жидком топливе

на 1 котел

1

 

1

ящик с песком и лопатой

8.

Кинопроекционная кинопередвижка

на 1 аппарат

1

 

1

 

Приложение 3

Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).
Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику. При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены:
с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими
действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.
Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ; с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.
Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев.
О проведении первичного и повторного инструктажа делается запись в журнале по охране труда (технике безопасности).
Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Приложение 4

Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.
Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V-VIII классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.
С учащимися I-IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.
ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.
Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства ? всенародное дело. Предупреждение пожаров ? основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.
ТЕМА 2. Огонь ? друг и враг человека.
Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.
Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях ? детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка ? основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.
ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении.
Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.
ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для  растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.
Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки , правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.
ТЕМА 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?
Правила поведения  людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

 

Приложение 5.
ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ.

Издано на основании постановления
Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии МВД СССР
и Коллегии Министерства просвещения СССР
от 11.05.84 г. № 61/32

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Дружины юных пожарных – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к социалистической собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.
2. Основными задачами дружин юных пожарных являются:
а) активное содействие школе в коммунистическом воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;
б) оказание практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников, пионеров и комсомольцев в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях, по месту жительства добровольными пожарными обществами, органами народного образования, пожарной охраны комсомольской и пионерской организациями.
4. Администрация общеобразовательной школы, детского дома, внешкольного учреждения при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с дружиной юных пожарных из числа активистов общественных работников пожарной охраны, учителей, воспитателей, пионерских вожатых, членов комсомольских педагогических отрядов.
Подготовка общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны, народного образования и комсомольскими организациями на базе учебных комбинатов (курсов, пунктов, обществ, пожарно-технических выставок, институтов усовершенствования учителей и лучших школ района, города.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДРУЖИНАМИ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:
5. Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
6. Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, «молний» и уголков юных пожарных.
7. Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
8. Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами  пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.
9. Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.

III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

10. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся школ в возрасте от 10 до 17 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
11. Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.
В сельских школах с небольшим числом учащихся допускается создавать дружины юных пожарных в составе не менее 10 человек.
12. Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления на общем собрании дружины. Со всеми вновь принятыми пожарными общественные организаторы с помощью добровольных пожарных обществ проводят занятия по специальной программе (приложение 5, раздел VII).
По окончании юные пожарные сдают зачет и им в торжественной обстановке вручается удостоверение, значок и нарукавный шеврон члена дружины юных пожарных.
13. Повседневное руководство работой дружины .........  осуществляет штаб, избираемый на общем собрании дружины.
Штаб из своего состава избирает командира, его заместителя, командиров отряда и звеньев. В малочисленных дружинах избирается только командир дружины и его заместитель.
Штаб строит свою работу под руководством совета пионерской дружины и комитета комсомола.
14. Члены дружины юных пожарных могут обеспечиваться парадной , рабочей и спортивной одеждой.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЮНОГО ПОЖАРНОГО

Юный пожарный обязан:
15. Выполнять все правила для учащихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
16. Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
17. Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
18. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
19. Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране урожая, сенокосных угодий и лесов от пожаров.
20. Повышать  свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
21. Всемирно беречь и приумножать общественную социалистическую собственность, участвовать в борьбе за экономию.
Юный пожарный имеет право:
22. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
23. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.
24. Обращаться за помощью  и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.
25. Награждаться за активную работу в дружине организациями пожарных обществ, органами народного образования, пожарной охраны, пионерскими и  комсомольскими организациями грамотами, нагрудными знаками, ценными подарками, путевками в пионерские лагеря; направляться на областные, краевые, республиканские слеты юных пожарных.
26. За активную работу и проявленные способности и умения при изучении пожарного дела получать направление учреждения пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД СССР и другие учебные заведения, готовящие пожарных специалистов.
27. Представляться за смелые и решительные действия по тушению пожара, спасению жизни людей, эвакуации животных и материальных ценностей к награждению в установленном порядке правительственными наградами.

V. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

28. Для организационного и методического руководства работой дружин юных пожарных создаются районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские штабы по работе с дружинами юных пожарных в составе представителей комсомольских, пионерских организаций, органов народного образования, пожарной охраны, советов добровольных пожарных обществ, печати, телевидения и радиовещания, творческих союзов, спортивных и других организаций.
29. Начальник штаба по работе с дружинами юных пожарных, его заместители, секретарь и члены штаба утверждаются совместным постановлением соответственно - районных, окружных, областных, краевых и республиканских комитетов комсомола, органов народного образования, внутренних дел и советов добровольных пожарных обществ.
30. Районные (городские) штабы по работе с дружинами юных пожарных должны:
а) оказывать помощь общеобразовательным школам, детским домам и внешкольным учреждениям в создании и организации работы дружин, клубов, кружков юных пожарных, секций пожарно-прикладного спорта, проверять деятельность дружин, обобщать и распространять положительный опыт работы, давать задания дружинам и координировать планы их работы, принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению пожаров;
б) заслушивать отчеты дружин, общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, рассматривать материалы на поощрение членов дружин, участвовать в разработке программ соревнований, олимпиад, конкурсов и т.д.;
в) организовывать шефство над дружинами юных пожарных, коллективов пожарных частей, учебных подразделений и других учреждений пожарной охраны и добровольных пожарных обществ.
31. Республиканские, краевые и областные штабы по работе с дружинами юных пожарных руководят деятельностью нижестоящих штабов, вырабатывают рекомендации по развитию и совершенствованию форм и методов работы по предупреждению пожаров, организуют массовые мероприятия, изучают и распространяют лучший опыт работы штабов и дружин юных пожарных.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

32. Расходы на проведение работ с дружинами юных пожарных (сборы, семинары, слеты, соревнования, смотры, экскурсии, походы, рейды, викторины и т.д.), строительство депо для детских пожарных команд, спортивных городков (площадок), пожарно-технических выставок, пионерских лагерей, дворцов и клубов юных пожарных, приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря, оборудования, форм одежды, снаряжения, значков, удостоверений, спортивных снарядов, учебных пособий, литературы, имущества для культурно- массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков юных пожарных, обучение членов дружин и общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных, оплата тренеров секций по пожарно-прикладному спорту осуществляется за счет средств добровольных пожарных обществ и пожарной охраны при содействии учреждений, на базе которых созданы дружины юных пожарных.
33. Для проведения практических занятий с дружинами юных пожарных организации добровольных пожарных обществ, органы пожарной охраны и другие заинтересованные организации представляют спортивные базы, инвентарь, выделяют специалистов,  а также пожарную технику, оборудование и снаряжение.

VII. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ДРУЖИН ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.
Учебные занятия с дружинниками должны проводиться работниками пожарной охраны добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных.
Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.
Члены дружин юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине  привлекаются с учетом их возраста. Со школьниками III-V классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме.
На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.
На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров.
При изучении программы рекомендуется по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводить в классе, по темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.
В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же, в ходе проверки, надо рассказывать о первичных средствах пожаротушения и, по возможности, показывать на практике способы их применения во время пожара.
По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.
По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

ТЕМА 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины   
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием и исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.
Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.
Обязанности и права дружинника.

ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров ? основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.

ТЕМА 3. Огонь ? друг и враг человека.
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 4. От чего происходят пожары ?
Небрежность ? основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ? основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения привил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.
Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.).  Мотопомпы  как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?
Правила поведения  людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Общие требования пожарной безопасности
3. Первичные средства пожаротушения
4. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения
5. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий
6. Порядок действия в случае возникновения пожара
7. Примерный план эвакуации детей (учащихся и воспитанников) на случай возникновения пожара
8. План помещений детского учреждения с нанесением путей эвакуации
9. Нормы первичных средств пожаротушения
10. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений
11. Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности
12. Положение о дружинах юных пожарных

:: Назад :: Вверх ::

 

Услуги Контакты Партнеры Информация Админ